Бизнес-план – это документ, в котором фирма:
- отражает комплексную оценку развития своей деятельности или проекта;
- анализирует состояние рынка, запросы потребителей, а также уровень конкуренции;
- оценивает экономическую эффективность проекта.
Составление такого документа необходимо прежде всего для построения стратегии развития проекта и привлечения дополнительных финансовых средств.
Источниками финансирования бизнес-плана. например, могут выступать коммерческие банки. венчурные фонды. частные лица, так называемые бизнес-ангелы, гранты в случае социальной значимости и т. д.
Чтобы получить от банка кредит на вновь создаваемый бизнес или на реализацию нового инвестиционного проекта, фирме или предпринимателю, помимо других документов, необходимых для получения займа, нужно предоставить в финансовое учреждение бизнес-план.
Бизнес-план для получения кредита в банке должен быть составлен так, чтобы кредитная организация видела перспективу развития и сроки окупаемости проекта, а также то, каким образом фирма гарантирует возврат заемных средств. В нем отражают все первоначальные и текущие затраты проекта, мероприятия, которые планирует реализовывать организация для достижения поставленной цели.
Стоит отметить, что банку в первую очередь интересны детали, касающиеся финансовой деятельности предприятия, а именно наличие ликвидного залога или поручителей, имеется ли у организации долговая нагрузка, скорость оборачиваемости товаров, планируемая прибыль после реализации проекта и т. д. Все это следует отразить в бизнес-плане для получения кредита.
Бизнес-план может включать в себя следующие разделы:
- Общие сведения о компании. Здесь описывается, когда и где была образована фирма, ее состав собственников и руководства, численность персонала и пр.
- Текущее финансовое состояние фирмы. Дается оценка основным финансовым коэффициентам ликвидности, платежеспособности, эффективности, рентабельности и т. д.
- Описание проекта. Здесь необходимо отразить как общую информацию о сути проекта, так и привести (например, если речь идет о выпуске на рынок новой продукции) конкретный план производства и реализации, в том числе указать необходимые для этого сроки. Включить маркетинговые исследования рынка (уровень конкуренции, анализ целевой аудитории потребителей) и анализ рисков проекта.
- Финансовый план проекта. Этот раздел отражает все доходы и расходы будущего проекта. Рассчитываются требуемые объемы инвестиций в проект, которые состоят из собственных средств фирмы и заемных, привлекаемых от банка. Чаще финансовые учреждения соглашаются стать источником финансирования бизнес-плана, если их доля в стоимости проекта не будет превышать 50% от общих затрат. Важное значение имеют сроки окупаемости.
Стоит отметить, что многие банки устанавливают свои собственные требования к составлению бизнес-плана, и это обязательно надо учитывать при его разработке.
В том случае, если у фирмы нет опыта составления бизнес-плана для получения кредита, она может обратиться в специализированную компанию, занимающуюся подготовкой таких документов.