Факторинг как форма краткосрочного кредитования коммерческих предприятий

Суть факторинга заключается в повышении ликвидности (платежеспособности) предприятия-продавца, которая является предпосылкой его устойчивого развития и стабильного роста.

Эффект от использования факторинговых технологий в бизнесе торгующей компании очевиден. Финансовым результатом внедрения факторинга в торговый процесс оптового поставщика становится ускорение оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, сокращение потребности в них.

Поскольку при финансировании поставщика в рамках факторинга последний фактически не становится заемщиком (в отличие от случая с кредитом), в его балансе не возникает кредиторской задолженности.

Возможность получать денежные средства по поставке сразу после отгрузки товаров за счет фактор-фирмы (банка) позволяет предложить покупателю более льготные условия покупки (например, повысить лимит товарного кредита или увеличить отсрочку платежа и т. п.). Это, в свою очередь, положительно сказывается на объемах продаж и позволяет привлечь новых покупателей, ранее не приобретавших товар на условиях оплаты по факту поставки из-за отсутствия свободных денежных средств.

Факторинг является весьма привлекательным финансовым инструментом для средних и малых оптовых торговых предприятий, пре­доставивших своим покупателям отсрочку платежа за проданные товары или имеющих просроченные платежные обязательства. Прибегая к услугам фактор-фирм, предприятие-продавец получает возможность превратить будущий долг в наличность в нужный момент времени. Фактор-фирма, предоставив оптовому предприятию от 70 до 90 % дол­га до срока наступления платежа, фактически предоставляет ему крат­косрочный кредит, т. е. осуществляет его финансирование. Помимо получения кредита предприятие освобождается от риска возможных неплатежей, который оно передает фактор-фирме.

Оплата товаров в розничной торговле происходит в момент покупки, поэтому розничные торговые предприятия не могут иметь просроченных платежных обязательств, за исключением продажи товаров в кредит, и у них не возникает потребности прибегать к использованию факторинга.

Факторинг является эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для новых предприятий с быстрорастущим оборотом, которые не хотят или не могут брать на себя проверку платежеспособности своих клиентов, и заинтересованных в быстром получении денег по своим счетам.

Факторинг имеет определенные преимущества перед кредитным обслуживанием. Так, при факторинге не требуется залогового обеспечения и оформления множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок.

Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствующего объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями.

Сумма кредита определяется сразу. Размер финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве на необходимый срок. Кроме этого, погашение кредита не гарантирует получения нового, а факторинговое обслуживание носит, как правило, систематический характер.